Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 38 человек

Знакомим дошкольников с правилами безопасности

Дата: 18 мая 2015 в 11:40, Обновлено 30 мая 2016 в 07:40
Автор: Бубен Т. В.

 

Пока люди не знают силы при­роды, они слепо подчиняются им, a paз они узнали их, тогда силы при­роды подчиняются людям.

                                                                                                              Г. В. Плеханов

Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывается в экстре­мальной ситуации, которая требует максимального напряжения воля и сил, умения быстро оценить происшедшее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения.

В первые минуты чрезвычайной ситуации под действием страха, паники, в состоянии аффекта, человек действует рефлексивно, на уровне подсознания. Главная причина этого — неподготовленность, незнание мер противодействия. Опыт ликвидации аварий и катастроф показывает, что число пострадавших, среди людей, знающих и умеющих применять на прак­тике правила действий при чрезвычайных ситуациях, на 30—40 % меньше, чем среди людей, не владеющих этими знаниями и навыками.

Программой к действию является требование, изложенное в Дирек­тиве Президента Республики Беларусь № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»: «...организовать во всех коллективах и по месту жительства граждан обучение по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций».

Наиболее незащищенная и уязвимая часть населения — дети. Познавая окружающий мир, дошкольник попадает в ситуации, которые угрожают его жизни и жизни окружающих людей.

Родители, как правило, уделяют мало внимания обучению детей правилам безопасности. Часто они ограничиваются банальными запретами, что вызы­вает у ребенка только любопытство, интерес. Не имея практических навыков поведения в ЧС, дошкольники не знают, как необходимо действовать.

Сложившаяся обстановка требует начинать обучение основам безопас­ности уже в дошкольных учреждениях. Педагоги на конкретном примере учат детей поведению в той или иной ситуации, учитывая при этом возраст­ные особенности и уровень развития дошкольников. Самое важное — на­учить не паниковать, не пугаться, а спокойно принимать меры к спасению.

Необходимо создавать искусственные ситуации, позволяющие трениро­вать ребенка. Только практический опыт позволит приобрести навыки пове­дения, научит быстро реагировать и действовать по собственному опыту;

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде, охрану и укрепление здоровья. Безопасность детей должна быть приоритетом в работе дошкольного учреждения, в работе с кадрами, с родителями и общественностью.

                 Осторожность – гарантия безопасности.

Работа по обучению безопасному поведению ведется с учетом основ­ных правил:

  1. Не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и прави­-
    лам поведения. Необходимо учить их наблюдательности, умению ориенти­-
    роваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.
  2. Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда учебно-воспи­-
    тательная работа ведется одновременно в трех направлениях: дошкольное
    учреждение — ребенок— родители.
  3. Следует учитывать особенности детской психики, повышенную впе-
    чатлительность детей. Недопустимо акцентировать их внимание только на
    страшных последствиях пожаров, наводнений. Такой подход может трав­-
    мировать психику ребенка, привести к тревожности, страхам, стрессам,
    фобиям и даже стойким неврозам.
  4. Большое значение имеет и психологическая готовность детей к вос­-
    приятию соответствующей информации о безопасности и к практическим
    действиям в чрезвычайных ситуациях. Работая с дошкольниками, важно
    использовать свойственные им «возрастные» страхи, сопряженные с вы­-
    сокой эмоциональностью, малым жизненным опытом и богатой фантази­-
    ей. Углубляя знания детей об окружающем, мы формируем у них готов­-
    ность к ситуациям, в которых они могут оказаться.

Чему и когда учить дошкольников?

Образовательный процесс дошкольного учреждения по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников направлен на:

  • осмысление детьми ценности собственной жизни и здоровья;
  • ознакомление со стихийными явлениями природы (землетрясение,
    буря, гроза, град и др.), их происхождением, характерными признаками,
    негативными последствиями;

 — развитие понимания опасности огня, электрического тока, обучение правилам пожарной безопасности, формирование умения быстро находить правильный выход из ЧС;

  • формирование осторожного отношения к лекарствам и химическим
    препаратам (ртуть в градуснике, ядохимикаты против вредителей сада
    и огорода, товары бытовой химии);
  • обогащение знаний о ядовитых растениях.

Образовательная работа с детьми осуществляется в следующих направ­лениях:

  • жизнь среди людей, в предметном и природном окружении;
  • правила поведения с огнем;
  • безопасные и опасные улицы и дороги;
  • формирование умения оказывать помощь себе и другим в случае не­-
    обходимости.

В работе с кадрами внимание акцентируется на следующих вопросах:

—  изучение нормативных документов, инструкций по технике безопас-

ности;

—  диагностика педагогического и технического персонала на предмет

знания техники безопасности;

—  проведение семинаров по вопросам ОБЖ;

— коллективные просмотры работы с детьми;

— консультации с педагогами и родителями.

    — ознакомление с темой «Основы безопасности жизнедеятельности» во время семинаров, собраний;

  • консультирование;
  • изготовление тематических ширм, газет, информационных бюллете­-
    ней, папок и т. д.;

— проведение общих мероприятий, дней и недель безопасности;

— формирование умения оказать помощь себе и другим при травмах, полученных в результате несчастного случая.

Начиная с младшей группы, детям рассказывают о последствиях не­осторожного обращения с огнем. Поскольку для дошкольников данной воз­растной группы свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, они должны наблюдать за трудом повара, машиниста по стирке белья, электрика, пожарных и т. д.

У детей 6 года жизни закрепляются правила пользования телевизо­ром, магнитофоном, компьютером, пополняются знания о правилах пожар­ной безопасности. Они обретают навыки пользования телефоном: учатся уважительно и лаконично вести разговор, четко сообщать необходимую информацию в соответствующую инстанцию при возникновении опасной ситуации (пожар, травма), узнают номера телефонов основных служб («Ско­рой медицинской помощи», пожарной службы, милиции).

Знакомясь с явлениями природы, дошкольники узнают о существо­вании ядовитых растений, грибов, ягод (их можно показать детям на рисунках), о том, что нельзя употреблять неспелые фрукты, незнакомые ягоды и плоды, пробовать различные вещества, лекарства, моющие сред­ства, т. к, это может привести к серьезным отравлениям. Не менее важ­но учить детей осторожному поведению с животными (даже домашни­ми), насекомыми, медузами, змеями.

Ежедневно дети встречаются с разными людьми. Задача педагога -

объяснить, что люди есть родные, близкие и чужие: научить, с одной сто­роны, вежливости, а с другой — осторожности при контакте с незнакомца­ми, за приятной внешностью и ласковыми словами которых может таиться прямая угроза здоровью или жизни ребенка.

Познавательная деятельность включает также обучение элементарным правилам дорожного движения. С этой целью подбираются книги с иллю­страциями, создаются проблемные игровые ситуации.

Как эффективнее осуществлять обучение?

Образовательная деятельность должна быть интегрированной, соединятъ разные направления: ознакомление с окружающей средой, валеоло­го-экологическую культуру, физическое развитие, изобразительное искус­ство. Содержание и формы работы должны дать ребёнку возможность по­чувствовать ценность своей жизни, укреплять, беречь его здоровье, готовить к чётким действиям в опасных ситуациях.

Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций, недостаточно
запретить ему дотрагиваться до потенциально опасных предметов или просто прятать их от него.  Необходимо расширять представления дошкольников об этих предметах, о несущих угрозу явлениях и ситуациях, научить их правильно пользоваться бытовыми приборами. При этом надо не только следовать принципу информативности, но и учитывать эмоционально-чувственные особенности детей данной возрастной группы. Дошкольникам не нравятся строгие назидания, поучения и предупреждения. Более эффек­тивный способ воздействия на них — художественное слово. Оно активизи­рует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети зна­комятся через загадки, стихотворные строки, поговорки, сказки, рассказы.

Содержание воспитательной работы по вопросам охраны жизни и здоровья:

  • планирование и проведение работы, направленной на формирова-
    ние у детей представлений об источниках опасности природного и техно­-
    генного характера, практическое закрепление навыков правильного пове­-
    дения в условиях ЧС;
  • ознакомление дошкольников с причинами возникновения чрезвы­-
    чайных ситуаций во время прогулок, экскурсий;

— организация игр, развлечений, вечеров вопросов и ответов, направ­ленных на осознание детьми ценности своей жизни и здоровья, на форми­рование гуманного отношения к людям, попавшим в беду;

  • моделирование и анализ в группе различных ситуаций, проведение
    бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр с целью заинтересовать де­-
    тей художественным творчеством на тему безопасности жизни;
  • максимальное использование учебно-методических материалов, на­-
    глядности (планов, альбомов, иллюстраций, детской художественной ли­-
    тературы, видеофильмов);

—отведение на территории дошкольного учреждения участка, пред­назначенного для закрепления навыков поведения в условиях угрозы либо возникновения ЧС;

— обеспечение детей в группах игровым материалом (тематическими
играми и игрушками, атрибутами для творческих игр) для целенаправ­-
ленной работы по формированию навыков поведения в случае угрозы или
возникновения ЧС.

Основная деятельность дошкольников — игра. Элементы дидактиче­ских игр соответствующей тематики включаются в занятия, прогулки, труд и другие виды деятельности.

Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей — игровой тренинг. Он даст каждому ребенку возможность побы­вать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм пове­дения. Ход каждого занятия-тренинга определяется возможностями детей,

уровнем их подготовленности. Круг вопросов, который предлагается для решения, может быть следующим:

      •  Какие правила обязан соблюдать пешеход?

 • Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на
рынке, вокзале?

  • Как обратиться за помощью к милиционеру? прохожим?

  •  Как защитить себя от назойливого незнакомца?

  •  Что делать, когда порезал палец? и др.

Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тре­нинг способствует развитию у них поисковой активности.

Понятным и близким для дошкольника видом деятельности является игра-драматизация. Театральное действие —  наиболее эффективный ме­тод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в до­школьнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливос­ти, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, те­атральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.

Эффективной формой подачи знаний является физкулътурно-оздоровительная работа, организация дней здоровья, спортивных игр и развле­чений. Ребенок сам становится участником действия, что способствует формированию конкретных умений.

Ежегодно в дошкольном учреждении проводится «Неделя безопасности­ ребенка». Ее цели:

  • улучшение качества учебно-воспитательной работы с детьми по
    вопросам личной безопасности и защиты жизни;
  • совершенствование теоретических знаний и практических навыков
    воспитателей по формированию у дошкольников бережного отношения к лич­-
    ному здоровью и жизни:
  • пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей;
  • интегрирование общественного и семейного воспитания по пробле­-
    мам безопасности жизнедеятельности ребенка.

Предварительная работа. Воспитатели составляют тематический план работы своей группы, включающий; занятия, сюжетные игры, конструк­тивные игры с элементами ОБЖ, конкурсы, эстафеты, соревновании,  экскурсии. прогулки, чтение художественной литературы, моделирование поведения, анализ опасных ситуаций.

Примерный план мероприятий недели:

  1. Праздники, викторины, соревнования, комбинированные эстафеты
  2. Театрализованный спектакль.
  3. Смотр-конкурс на лучший рисунок на тему безопасности жизни     и здоровья.
  4. Встречи сотрудников ДУ, родителей и детей с сотрудниками  штабов МЧС, пожарной службы,  врачами.
  5. Собрания агитационно-пропагандистского характера среди родителей по     вопросам возникновения чрезвычайных ситуаций, защиты детей от их последствий, профилактики заболеваний, укрепления здоровья дошкольников.
  6. Практикумы с педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом   на тему безопасности жизнедеятельности. 
  7.  Выставки пособий, игрового и учебного оборудования, изготовлен­ного педагогами дошкольного учреждения и родителями.

В конце «Недели безопасности ребенка» с педагогами проводятся ито­говые беседы, выясняется, что в работе недели было более удачно, над чем следует еще работать.

Организация работы с семьёй.

Одним из основных условий достижения высоких результатов обуче­ния дошкольников ОБЖ является тесное взаимодействие дошкольного уч­реждения с семьей.

Формирование стиля, поведения ребенка базируется на положительном примере взрослых. Дома дети, к сожалению, часто становятся свидетелями того, как родители пренебрегают простейшими правилами: оставляют без присмотра электронагревательные приборы, телевизоры, магнитофоны;

пользуются открытым огнем (свечами, спичками) в кладовых, у костра,  

не задумываясь над тем, что ребенок запоминает их действия. Наблюдатель­ность — это характерная черта ребенка и. вместе с тем. своеобразный спо­соб усвоения. Из-за отсутствия жизненного опыта дети наследуют правиль­ные и неправильные действия старших. Эта особенность обязательно учи­тывается в воспитательной работе.

Задача педагогического коллектива дошкольного учреждения —сде­лать родителей своими единомышленниками., убедить их, что невозможно требовать от ребенка выполнения того или иного правила, если близкие ему люди сами не всегда его выполняют. Разница в поведении взрослых дома и в детском саду может вызвать чувство страха, даже агрессии.

Содержание работы дошкольного учреждения с родителями по форми­рованию основ безопасного поведения детей:

  — ознакомление родителей с правилами личной безопасности дошколь­ника и поведением в разных экстремальных ситуациях;

— предоставление информации о том, как создать максимально безопасные условия пребывания ребенка дома, на улице, на отдыхе;

— знакомство родителей с работой дошкольного учреждения по про­блемам безопасности жизнедеятельности и результатами обучения и вос­питания;

  • приобщение родителей к образовательному процессу;
  • проведение совместных мероприятий;
  • изучение, обобщение передового опыта семейного воспитания по
    формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, все усилия педагогического коллектива дошкольного учреждения должны быть направлены на пробуждение и активизацию у взрослых чувства собственной ответственности за безопасность, здоровье и жизнь их детей.

                               

 

                                                       

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.