Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 38 человек

Копилка воспитателя

Дата: 26 января 2015 в 12:29, Обновлено 16 апреля 2015 в 12:23
Автор: Бубен Т. В.

АЗБУКА БЕРЕЖЛИВОСТИ

Познавательно-практическая деятельность

«Путешествие капельки»

Цели и задачи: содействовать накоплению знаний о кругово­роте воды в природе, образованию пара и дождя; обеспечить развитие умений систематизировать, обобщать и делать вы­воды; создать условия для развития сознательного отношения каждого ребенка к бережному использованию воды

Прогнозируемые результаты: дети знают о круговороте воды в природе и об образовании пара и дождя; умеют делать выводы и обобщения в познавательной информации; умеют бе­режно относиться к природным ресурсам (воде).

Материал и оборудование: игровой персонаж Капелька; таз с водой; прозрачные стаканчики для воды; модель-схема «малень­кие человечки» (ТРИЗ); спиртовка; штатив; колба с водой; стек­ло; белая плотная бумага; цветные карандаши; схема кругово­рота воды в природе.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, прислушайтесь — что вы слышите? (Из крана капает вода.) Значит, и мне не показалось — из крана капает вода. Пойду закрою кран. А почему надо закрыть кран? Правильно, потому что воду надо беречь!

Воспитатель закрывает кран и возвращается с Капелькой.

Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришла Капелька, приятель­ница гномика Экономика. Капелька, откуда ты?

Капелька (от лица воспитателя). Я капелька из вашего крана. Пришла к вам, чтобы рассказать о себе и попросить вас беречь воду. Сколько моих сестричек-капелек упало из крана просто так! Они не при­несли никакой пользы, потому что кто-то забыл закрыть кран,

Воспитатель. Вспомните, какую пользу приносит вода? Кому и для чего она нужна? (Ответы детей.)

Капелька. Вы много знаете, и я хочу пригласить вас в путешествие. Но посмотрите на меня какая я маленькая, а вы — большие. Что же делать? (Нужно стать такими же маленькими, как Капелька.)

Воспитатель. А как нам это сделать? (Вспомнить волшебные слова-превращения.)

Воспитатель вместе с детьми закрывает глаза и произносит счи­талку-загадку.

Без меня не будет моря,

Океана и реки,

Даже лужицы, в которой

Бултыхаются щенки.

Раз и два...

Стала капелькой сама.

Капелька. Вот и вы стали такими же, как я, и наше путешествие начинается (Подводит детей к иллюстрации, на которой изображен круговорот воды в природе.) Представьте себе, что мы пришли на бе­рег водоема и... дружно прыгнули в воду. А вода, оказывается, состоит из множества таких же капелек, как мы. (Вносится таз с водой.)

Дети вместе с Капелькой рассматривают, как вода перепивается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает между пальцами.

Капелька. Тысячи капель за ручки взялись,

За ручки взялись, на носки поднялись.

И побежали...

Сможешь догнать их? ...

Едва ли.

Воспитатель. Дети, давайте покажем Капельке, как мы умеем мо­делировать воду из «маленьких человечков».

Дети самостоятельно моделируют воду на ковре, на полу. Затем ста­новятся в круг и показывают модель, представив себя «человечками».

Физкультминутка. Подвижная игра «Ручеек».

Капелька. Вот так и мы с сестричками-капельками играем, развива­емся, но солнце светит ярко, пригревает, и мои сестрички по одной начина­ют отделяться и подниматься в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше...

Воспитатель. Дети, давайте посмотрим, как это происходит на са­мом деле. Проведем опыт.

Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлено обо­рудование: штатив, спиртовка, колба с водой. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар, объясняя при этом, что пар — это газообразное состояние воды. Предлагает детям описать пар: какой он на цвет, запах, что происходит а колбе, где образуется пар.

Воспитатель. Давайте покажем Капельке, как можно смоделиро­вать пар с помощью «маленьких человечков».

Дети проводят моделирование на ковре, затем представляют себя в роли «человечков».

Капелька. Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а на­много холоднее. Капельки на высоте собираются вместе снова. Так по­лучаются облака. Вам их нередко приходится наблюдать.

Воспитатель. Наши дети знают про облака загадки и стихи и сей­час расскажут их тебе.

 Белая вата плывет куда-то.

        Чем вата ниже, тем дождик ближе.

                                                                 (Тучка)

         Белый-белый пароход над деревьями плывет

         Если станет синим — разразится ливень.

                                                                 (Облако.)

          Кто плывет по небосводу

          В черной шапке до бровей?

          Кто по небу носит воду?

          Подскажите поскорей!

                                                (Туча.)

          В морях и реках обитает,

          Но часто по небу летает,

          А как наскучит ей летать

          На землю падает опять.

— Кто знает, о чем эта загадка?

                                                     (О воде.)

Воспитатель. Давайте проведем опыт, чтобы подтвердить правиль­ность наших загадок.

Дети рассаживаются вокруг стола. Повторяется первая часть опы­та: в колбе нагревается вода, доводится до кипения; дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении к горлышку колбы подносится про­зрачное стекло — наблюдается запотевание стекла («облако»), после чего стекло убирается от горлышка колбы, и дети наблюдают, как стек­ло остывает, и образуются капельки — конденсат («дождь»).

Капелька. Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми и из них пошел дождь. А дождь — это маленькие капельки воды. Упали капли воды на землю — напоили растения, вы­мыли листья и дорожки, наполнили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Дети, а вы любите дождь? Любите ли моих сестричек-капелек?

Дети рассказывают стихотворения: «Дождь» (А. Барто), «Гром» (Е. Кохан), «Дождик» (А. Фет), «Тучкины штучки» (В. Маяковский), «Туча» (А. Пушкин).

Капелька. Молодцы, ребята. Но пришло время расставаться. (Дети~«капельки» произносят волшебные слова, превращаются сно­ва в детей.)

Воспитатель. Ребята, давайте попробуем с вами нарисовать пу­тешествие капельки, указывая стрелочками ее маршрут.

Дети рисуют отдельные части круговорота воды в природе.

 

                                                 Игра «Сложи картинку»

Дети из отдельных частей составляет общую картину круговорота воды в природе.

Воспитатель. О чем мы с вами сегодня узнали на занятии?

Дети. Капельки воды в природе движутся по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя, снега, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состоя­ния в другое и путешествует.

Воспитатель. Да, вы абсолютно правы, а еще воду надо беречь. Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружаю­щей природы.

Капает вода из крана...

Хорошо ли это, право?

Тот, кто воду бережет,

                                Тот компотик всегда пьет.

Кто ее беречь не хочет,

Скоро ротик не намочит.

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

                                                              «Загадки воды»

Цели и задачи: мотивировать детей на активные способы получения знаний; выяснить с детьми некоторые свойства воды (текучесть и звуковослроизводимость); создать условия для развития исследовательских умений детей; содействовать развитию мыслительных операций, анализу, синтезу и умению делать выводы.

Прогнозируемые результаты; дети заинтересованы в по­лучении знания в активной форме; знают некоторые свойства воды; умеют применять полученные умения в практической дея­тельности; у детей сформированы элементарные суждения, могут делать умозаключения-

Материал: для детей: полиэтиленовые пакеты с водой, та­релки, пипетки, две мензурки, лист бумаги, карандаши; для вос­питателя: полиэтиленовый пакет с водой, тарелка, пипетка, две мензурки, ножницы, магнитофон, аудиозапись со звуками дож­дя и шума моря.

 

Ход занятия

 

Проводятся эксперименты с водой.

Первый эксперимент. Воспитатель делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над тарелкой.

   Воспитатель. Что происходит? (Вода капает.) Почему?

Второй эксперимент. Накапать несколько капель из пипетки.

Воспитатель. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакети­ка? Почему? (Из большего отверстия вода вытекает быстрее.)

Воспитатель проводит аналогию в быту.

Третий эксперимент. Дети переливают воду из одной мензурки в другую.

Воспитатель. Что происходит? Почему? (Вывод: вода обладает текучестью. Это подтверждают все три эксперимента.)

Четвертый эксперимент. Попросить детей прислушаться к зву­кам капель, затем включить аудиозапись со звуками дождя, шума моря,

Воспитатель. Что вы слышите? Сравните звуки? Почему они раз­ные? (Вывод: вода издает звуки, различные по силе, которая зави­сит от массы воды.)

Воспитатель с детьми подводят итоги, делают зарисовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Занятие-эксперимент

                                       «Послушная водичка»

 

Цели и задачи: мотивировать детей на активные способы получения знаний; выяснить некоторые свойства воды (измене­ние объема, впитываемость, текучесть); создать условия для развития исследовательских умений детей; содействовать раз­витию мыслительных операций анализа, синтеза и умения де­лать выводы.

Прогнозируемые результаты: дети заинтересованы полу­чить знания в активной форме; знают некоторые свойства воды; умеют применять полученные умения в практической деятель­ности; у детей сформированы элементарные суждения, могут делать умозаключения.

Материал (для каждого ребенка): две стеклянные банки с во­дой, заполненные наполовину, шесть небольших камешков, плас­тина из оргстекла, поролоновая губка, лист бумаги, карандаши.

 

                                             Ход занятия

 

Воспитатель читает рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка».

Воспитатель. Почему автор назвал галку умной? Как поступили бы вы на ее месте? (Ответы детей.) Попробуем повторить экспери­мент, который осуществила птица.

Первый эксперимент «Послушная водичка». Дети осторожно опускают камешки в банку, наблюдают за тем, что происходит? (Вода начинает подниматься вверх, т. е. увеличивается в объеме.)

Второй эксперимент «Вода играет в прятки». Дети в банку с водой опускают поролоновую губку, потом вынимают. Что происхо­дит? (Вода впиталась в губку и банка оказалась почти пустой.)

Третий эксперимент «Возвращение воды». Дети отжимают воду из губки в банку. Еще влажную губку кладут на пластину. Что проис­ходит? (Вода вытекает.)

Дети делают зарисовки и подводят итоги исследования. (Объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела; вода может впитываться в другие тела и вытекать из них.)

 

 

Познавательная беседа

«Что такое тепло?»

Цели и задачи: способствовать накоплению представлений детей о процессе образования тепла, объяснить значение слова «термометр»

Прогнозируемые результаты: дети имеют представле­ния (первичные знания) о процессе образования тепла, понима­ют и могут объяснить значение слова «термометр»

Материал и оборудование: куклы-игрушки: «Гномик Эконо­мик», «Теплоша», керамический кувшин, кастрюля с горячей водой, термометр

Ход занятия

Гномик Экономик. Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу вас по­знакомить с моим другом Теплошей. Его зовут так потому, что он все знает о тепле. Послушайте, что он нам расскажет.

Теплоша. Однажды вечером раскрасневшийся чайник после того, как его согрели на плите, неугомонно пыхтел: «Ффу-ффу-фырр! Как жар­ко». А кружка, стоявшая на столе, тихо дрожала от холода и огорчен­но, с завистью поглядывала на пузатенький и довольный чайник. Но тут на кухню пришла бабушка. Она налила горячей водички в кружку. Сосуд потеплел, начал нагреваться, раздобрел и вовсе стал горячим. Как вы думаете, ребята, отчего кружке стало так тепло?

Воспитатель. Давайте проведем эксперимент. Посмотрите, я взя­ла кувшин. Потрогайте, какой он на ощупь, холодный или горячий? А теперь я налью в него горячую воду. (Налить воды больше полови­ны кувшина.) Давайте немного подождем, а теперь потрогаем его. Что-нибудь изменилось? Верно, кувшин стал горячим. Почему? (Ответы детей.) Вероятно, тепло воды проникло в стенки кувшина, и он стал горячим от ее тепла.

Теплоша. Ученые считают, что тепло — это энергия. Когда пред­мет нагревается, энергия проникает в него. А при охлаждении энер­гия покидает предмет. Энергия — это способность совершать работу.Чем горячее вода, тем больше она будет работать, т. е. передавать тепло от кувшина к кружке

Воспитатель. Как вы думаете, с помощью чего можно точно изме­рить температуру воды, воздуха? (Ответы детей.) С помощью термо­метра. Что это такое? Подумайте, из каких двух слов состоит слово «тер­мометр». Есть ли в этом слове знакомая вам часть? (Ответы детей.) Часть «термо» означает тепло, а «метр» — измерять. Значит, термометр нужен для того, чтобы измерять тепло, т. е. температуру воздуха и воды. Самый первый термометр, или измеритель тепла, изобрел Галилей.

Теплоша. А еще тепло мы получаем от солнышка. Солнечного света нам не хватает, особенно зимой. Чтобы защититься от холода, люди шьют одежду, строят дома Можем ли мы получать тепло от одежды? (Ответы детей.)

Воспитатель. Представьте, что вы вышли на улицу в большой мо­роз. Вы сняли варежки. Руки стали замерзать. Вы снова одели вареж­ки. Руки потеплели. Почему, ведь варежки на морозе тоже стали хо­лодными? Значит, не варежки согрели вам ваши руки, а вы теплом своих рук согрели их. Таким образом, вся наша одежда и обувь сами греть не могут. Они лишь хорошо удерживают тепло

Теплоша. А дом, квартира, в которой мы живем, могут давать теп­ло? (Ответы детей.) Нет, они, как и одежда, лишь сохраняют его, удерживая изнутри.

Воспитатель. Ребята, кто помнит, как образуется тепло? (Отве­ты детей.) В следующий раз мы познакомимся с обогревательными приборами

Примечание: перед проведением опыта педагогу необходимо про­думать его организацию с целью профилактики ожогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа «Экономим тепло»

Цели и задачи: объяснить значение слова «экономия»; со­действовать накоплению знаний о разных видах жилья чело­века и способах его обогрева, подвести к пониманию важнос­ти быть экономным.

Прогнозируемые результаты: дети понимают и могут объяснить значение слова «экономия», знают о некоторых раз­новидностях жилья человека и способах их отопления, понима­ют значимость экономии природных ресурсов.

Материал и оборудование: картинки с изображением юрты, чума, картинки с описанием процесса поступления тепла в дома, иллюстрации к стихотворению И.Токмаковой «Странный зверь»

 

Ход занятия

 

Воспитатель. Дети, в детском саду нас окружает множество ве­щей, Мы к ним так привыкли, что почти их не замечаем. Если посмот­реть внимательно на предметы, то можно сказать, для чего они нужны человеку и из чего сделаны. Но разве можно знать все обо всем? Наверное, нет. А без знания слова «экономия» прожить невозможно. Что же такое экономия? (Ответы детей.)

Экономия — это разумное использование человеком необходимых благ, стремление устроить свою жизнь более комфортно и красиво.

Посмотрите на себя внимательно и скажите, сколько на вас надето вещей? Давайте представим, что можно надеть только две вещи, можно ли так прожить? (Ответы детей.)

Воспитател. Когда-то в Греции жил философ, которого звали Со­крат. Он не был бедным, а был очень мудрым и экономным, поэтому до сих пор о нем ходят легенды. Своей одежде он не придавал боль­шого значения и ходил босиком в стареньком плаще. У него было очень много учеников, которых он учил экономии. Однажды Сократ попал на базар и воскликнул; «Как много существует вещей, которые мне не нужны!». Однако и сегодня есть такие люди, которые хотят все купить, любят много тратить. А ведь бережливый Сократ был не един­ственным таким человеком. Другой греческий философ — Диоген — жил в бочке, считая такое жилище достаточно удобным, он заботился о сохранении окружающей среды, думал о том, чтобы чистого возду­ха было больше, чтобы человек жил дольше.

А первобытный человек не имел ни дома, ни телевизора, ни ком­пьютера, а от холода он прятался в пещеру. И лишь позднее люди научились добывать огонь, при помощи которого согревали свои жи­лища. Самые простые жилища строились из шкур животных. Да и до сих пор некоторые люди живут в таких домах. Например, казахи жи­вут в юртах, эскимосы — в чумах (Воспитатель показывает кар­тинки с изображением таких видов жилья.)

Обогревается подобный дом при помощи костров. В избах, кото­рые строятся из бревен, для обогрева ставится русская печь. Кто-нибудь может рассказать о деревянном доме, о том, как и кто его отапливает? (Рассказы детей.)

Воспитатель. Как же попадает тепло в многоэтажный дом, туда, где нет печей?

Солнце летом светит.

И тепло кругом,

Человеку летом в доме хорошо

Но придут морозы, вьюги, холода

И без солнца теплого, как нам жить тогда?

— Что же придумали люди, чтобы в больших домах, школах, боль­ницах, детских садах было тепло? (Ответы детей.)

Показ и рассматривание иллюстраций о процессе поступления теп­ла в дома.

Воспитатель (обобщает ответы детей). Люди построили огром­ные котельные, в которых при помощи мазута нагревают воду и пуска­ют ее по трубам и батареям, чтобы в квартирах, детских садах и боль­ницах было тепло. Тепло нужно беречь, так как при его получении затра­чивается дорогостоящее топливо, в атмосферу попадают вредные вещества. Всегда ли люди берегут тепло, закрывают окна и двери?

  • Вы замечали в окружающей жизни, когда люди не берегли тепло?
  • Всегда ли вы закрываете двери за собой?
  • К сожалению, встречаются дети и взрослые, которые не закрыва­ют двери при входе в подъезд, а также не заклеивают окна на зиму. О таких людях в народе говорят: неэкономный, недисциплинированный, не­бережливый человек. А ведь если люди открывают окна, двери, тог­да не спасет от холода и теплая вода.

Нужно рамы клеить, двери закрывать,

 Чтоб зимою белой нам не замерзать.

Посмотрите внимательно, какой холодный дом, а в нем живет се­мья, в которой завелся странный зверь. Показ иллюстрации, чтение стихотворения

                                Странный зверь

Какой-то ходит странный зверь.

И оставляет настежь дверь.

И мы за этим зверем все закрываем двери.

Замучились, устали мы, работать перестали мы.

Мы не едим, не пьем теперь,

Мы только закрываем дверь.

Ну, как нам зверя приручить,

Чтоб за собою этот зверь

Хоть иногда закрыл бы дверь?!

(И. Токмакова.)

Воспитатель. Как вы думаете, что это за зверь? (Ответы де­тей.) Конечно, ребята это сквозняк. Когда двери открыты, он всегда появляется, начинает выгонять из квартир теплый воздух.

Рассматривание иллюстраций

Воспитатель. Посмотрите, куда может пробраться сквозняк? (В от­крытую форточку, через балкон, дверь в подъезде, разбитое стекло.)

Как же можно спасти дом от сквозняка? (Закрывать двери в подъ­езд, заклеивать рамы на окнах, закрывать форточки.) Давайте и мы будем утеплять свои дома, чтобы экономить тепло.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.